При организации освещения мы стремимся чтобы оттенки цветов в помещении выглядели также, как при естественном солнечном свете: натурально, ярко и достоверно. Особенно цветопередача важна на коммерческих объектах, ведь никто не захочет покупать, например, гнилые на вид овощи или вещи с оттенком серо-зеленого, даже если на самом деле с ними все нормально. И это относится не только к торговому освещению. Например, врядли клиентам захочется ходить в ресторан, где искажаются до неприятного не только цвет блюд, но и кожи собеседника. Любой даже самый классный проект может быть испорчен некачественным освещением и наоборот. Цветопередача может сыграть решающую роль.
МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЦВЕТОПЕРЕДАЧИ
В индустрии на данный момент существует 3 стандарта оценки качества цветопередачи искусственных источников света. В основе всего лежит спектральный состав. Любой свет содержит в своем составе много оттенков цветов, а окружающие предметы либо поглощают, либо отражают их. Тот цвет, который предмет отражает, и является его истинным цветом (все остальные оттенки поглощаются и не воспринимаются человеческим глазом). Например, мы воспринимаем лимон желтым, потому что он отражает желтый цвет. Поскольку солнечный свет имеет в своем составе все оттенки, во всех методиках расчета его принято считать за эталон – 100.
Индекс цветопередачи CRI (от англ. Color Rendering Index - «Индекс отображения цветов» обозначается как CRI или RA) — это параметр был принят в 1965 году и отражает уровень достоверности передачи восьми цветов R1-R8 относительно эталонного (позднее добавили еще 6 цветов, в том числе насыщенный красный). Этот индекс является общепринятым и обязательным для всех производителей светодиодных чипов. Иногда в рамках той же методики отдельно измеряется индекс красного R9, который определяет точность передачи тонов кожи.
Процесс измерения идет следующим образом: на эталонные цветные пластинки светят прибором, излучающим эталонный «солнечный» свет, а затем испытуемым светильником. Специальным прибором замеряется цвет, который принял шаблон в двух случаях, а затем вычисляют разницу в цветах, так называемый цветовой сдвиг.
Индекс CRI выводится на основе среднего арифметического значения 8 обязательных показателей по R1-R8. Это является большим недостатком методы, т.к. результат получается «общий по больнице»: финальный CRI, который указывается на маркировке продукции, не отражает отклонений по конкретным цветам. Таким образом, возникают нестыковки: два светильника с одинаковым общим показателем CRI могут светить совершенно по-разному ( в зависимости от того, в какой области идет сдвиг, один, к примеру, будет светить зеленым, а другой – фиолетовым).
Индекс цветопередачи CQS (от англ. Color Quality Scale - «Шкала Качества Света»). Измерение этого индекса делается на основе 15 цветов. Общий значение индекса CQS вычисляется таким образом, что в отличие от CRI, отклонение по каждому цвету значительно влияет на итоговый результат, визуальная погрешность как с CRI исключена. Из недостатков – этот индекс не учитывает насыщенность цветов.
Стандарт TM-30-15 – это самый современный на данный момент метод оценки качества искусственных источников света, однако не является обязательным. Проводится на основе 99 шаблонов, причем в качестве образцов света выступают не только искусственные пластинки, но и реальные объекты из жизни. Наличие этих данных значительно облегчает задачу правильного выбора.
CRI И ИНДЕКС КРАСНОГО У СВЕТОДИОДОВ
Индекс CRI определяется качеством люминофора (знакомое всем желтое вещество на светодиодах), который наносится на кристаллы светодиодов. Основная функция люминофора - преобразование синего света, излучаемого диодом, в свет относительно широкого спектра с максимумом в области жёлтого. Излучение светодиода и люминофора, смешиваясь, дают белый свет различных оттенков.
Известно, что белые светодиоды очень плохо воспроизводят красную составляющую (R9), которая часто не учитывается при подсчете индекса CRI. Это довольно странно, потому что глаз человека улавливает даже малейшее искажение этого оттенка. Особенно сильно это заметно на коже. При плохом освещении она выглядит бледной с сине-серо-зеленоватым оттенком, а мельчайшие изъяны становятся явными.
Проблема в том, что базовое обязательное измерение показателя CRI включает измерение только 8 цветов (R1-R8), не учитывая индекс красного. Таким образом, часто возникают ситуации, когда два светильника имеют одинаковый CRI в пределах от 80, но по факту освещают объекты совершенно по-разному.
Если у светильника низкий индекс красного, то освещаемые объекты будут бледными и непривлекательными. Свет может «зеленить». Снижение контрастности ведет к потере резкости для глаза. В результате это приводит к перенапряжению мышц глаза, раздражительности и снижению продуктивности. Хорошими значениями считаются коэффициенты цветопередачи от 90% и выше.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ О CRI
- -Чем выше CRI, тем более натурально выглядят цвета в свете светильников. Эталон – 100.
- - Для объектов, где очень важна точная передача цветов (торговли, витрин, музее, выставок, галерей, художественных студий, ателье и т.д. ) CRI должен быть не ниже 90. В офисах и других общественных помещений CRI должен быть 80-90. Для складов приемлемое значение 70, но если в помещении постоянно находятся и работают люди, то минимум 80.
- - Чем выше светоотдача у светильника, тем ниже CRI. Нормальным показателем для профессионального света считается CRI 92-95 при 80 Лм/Вт.
- - Светильники с одинаковым CRI могут освещать один и тот же предмет по-разному. Как было упомянуто выше, CRI складывается как общее арифметическое из 8 значений, которые в итоговом индексе компенсируют друг друга. Если у двух светильников сдвиг в разных областях, то световой эффект будет разным.
- - Лучше выбирать светильники с диодами известных марок, таких как CREE, Lumiled и т.д. Во-первых у них есть исследования по всем трем стандартам. Во-вторых, топовые бренды стараются идти в ногу с рынком, соответственно очень низка вероятность, что светильник будет светить с зеленоватым оттенком.
- Делайте выбор в пользу качественного освещения еще на этапе проектирования, чтобы не пришлось платить дважды. Мы помогаем клиентам найти решение, соответствующее задачам бизнеса, особенностям помещения и вкусу. Мы поставляем только высококачественное оборудование, отвечающие европейским стандартам.